Стандарты программирования на С++

       

Проектирование классов и наследование


32.Ясно представляйте, какой вид класса вы создаете

Существует большое количество различных видов классов, и следует знать, какой именно класс вы создаете.

Стр.210

33. Предпочитайте минимальные классы монолитным

Разделяй и властвуй: небольшие классы легче писать, тестировать и использовать. Они также применимы в большем количестве ситуаций. Предпочитайте такие небольшие классы, которые воплощают простые концепции, классам, пытающимся реализовать как несколько концепций, так и сложные концепции (см. рекомендации 5 и 6).

34. Предпочитайте композицию наследованию

Избегайте "налога на наследство": наследование— вторая по силе после отношения дружбы взаимосвязь, которую можно выразить в C++. Сильные связи нежелательны, и их следует избегать везде, где только можно. Таким образом, следует предпочитать композицию наследованию, кроме случаев, когда вы точно знаете, что делаете и какие преимущества дает наследование в вашем проекте.

35. Избегайте наследования от классов, которые не спроектированы для этой цели

Классы, предназначенные для автономного использования, подчиняются правилам проектирования, отличным от правил для базовых классов (см. рекомендацию 32). Использование автономных классов в качестве базовых является серьезной ошибкой проектирования и его следует избегать. Для добавления специфического поведения предпочтительно вместо функций-членов добавлять обычные функции (см. рекомендацию 44). Для того чтобы добавить состояние, вместо наследования следует использовать композицию (см. рекомендацию 34). Избегайте наследования от конкретных базовых классов.

36. Предпочитайте предоставление абстрактных интерфейсов

Вы любите абстракционизм? Абстрактные интерфейсы помогают вам сосредоточиться на проблемах правильного абстрагирования, не вдаваясь в детали реализации или управления состояниями. Предпочтительно проектировать иерархии, реализующие абстрактные интерфейсы, которые моделируют абстрактные концепции.

37. Открытое наследование означает заменимость. Наследовать надо




не для повторного использования, а чтобы быть повторно использованным

Открытое наследование позволяет указателю или ссылке на базовый класс в действительности обращаться к объекту некоторого производного класса без изменения существующего кода и нарушения его корректности.

Не применяйте открытое наследование для того, чтобы повторно использовать код (находящийся в базовом классе); открытое наследование необходимо для того, чтобы быть повторно использованным (существующим кодом, который полиморфно использует объекты базового класса).

38. Практикуйте безопасное перекрытие

Ответственно подходите в перекрытию функций. Когда вы перекрываете виртуальную функцию, сохраняйте заменимость; в частности, обратите внимание на пред- и постусловия в базовом классе. Не изменяйте аргументы по умолчанию виртуальных функций. Предпочтительно явно указывать перекрываемые функции как виртуальные. Не забывайте о сокрытии перегруженных функций в базовом классе.

39. Виртуальные функции стоит делать неоткрытыми, а открытые — невиртуальными

В базовых классах с высокой стоимостью изменений (в частности, в библиотеках) лучше делать открытые функции невиртуальными. Виртуальные функции лучше делать закрытыми, или защищенными — если производный класс должен иметь возможность вызывать их базовые версии (этот совет не относится к деструкторам; см. рекомендацию 50).

Стр.211

40. Избегайте возможностей неявного преобразования типов

Не все изменения прогрессивны: неявные преобразования зачастую приносят больше вреда, чем пользы. Дважды подумайте перед тем, как предоставить возможность неявного преобразования к типу и из типа, который вы определяете, и предпочитайте полагаться на явные преобразования (используйте конструкторы, объявленные как explicit, и именованные функции преобразования типов).

41. Делайте данные-члены закрытыми (кроме случая агрегатов в стиле структур С)

Данные-члены должны быть закрыты. Только в случае простейших типов в стиле структур языка С, объединяющих в единое целое набор значений, не претендующих на инкапсуляцию и не обеспечивающих поведение, делайте все данные-члены открытыми. Избегайте смешивания открытых и закрытых данных, что практически всегда говорит о бестолковом дизайне.



42.  Не допускайте вмешательства во внутренние дела

Избегайте возврата дескрипторов внутренних данных, управляемых вашим классом, чтобы клиенты не могли неконтролируемо изменять состояние вашего объекта, как своего собственного.

43. Разумно пользуйтесь идиомой Pimpl

C++ делает закрытые члены недоступными, но не невидимыми. Там, где это оправдывается получаемыми преимуществами, следует подумать об истинной невидимости, достигаемой применением идиомы Pimpl (указателя на реализацию) для реализации брандмауэров компилятора и повышения сокрытия информации (см. рекомендации Пи 41).

44. Предпочитайте функции, которые не являются ни членами, ни друзьями

Там, где это возможно, предпочтительно делать функции не членами и не друзьями классов.

45. new и delete всегда должны разрабатываться вместе

Каждая перегрузка void* operator new(parms) в классе должна сопровождаться соответствующей перегрузкой оператора void operator delete(void*, parms), где parms — список типов дополнительных параметров (первый из которых всегда std::size_t). To же относится и к операторам для массивов new[] и delete[].

46. При наличии пользовательского new следует предоставлять все стандартные типы этого оператора

Если класс определяет любую перегрузку оператора new, он должен перегрузить все три стандартных типа этого оператора — обычный new, размещающий и не генерирующий исключений. Если этого не сделать, то эти операторы окажутся скрытыми и недоступными пользователям вашего класса.


Содержание раздела