Язык программирования C++ от Страуструпа

       

Передача параметров


При вызове функции выделяется память для ее формальных параметров, и каждый формальный параметр инициализируется значением соответствующего фактического параметра. Семантика передачи параметров тождественна семантике инициализации. В частности, сверяются типы формального и соответствующего ему фактического параметра, и выполняются все стандартные и пользовательские преобразования типа. Существуют специальные правила передачи массивов ($$4.6.5). Есть возможность передать параметр, минуя контроль типа ($$4.6.8), и возможность задать стандартное значение параметра ($$4.6.7). Рассмотрим функцию:

void f(int val, int& ref)

{

  val++;

  ref++;

}

При вызове f() в выражении val++ увеличивается локальная копия первого фактического параметра, тогда как в ref++ - сам второй фактический параметр увеличивается сам. Поэтому в функции

void g()

{

  int i = 1;

  int j = 1;

  f(i,j);

}



увеличится значение j, но не i. Первый параметр i передается по значению, а второй параметр j передается по ссылке. В $$2.3.10 мы говорили, что функции, которые изменяют свой передаваемый по ссылке параметр, труднее понять, и что поэтому лучше их избегать (см. также $$10.2.2). Но большие объекты, очевидно, гораздо эффективнее передавать по ссылке, чем по значению. Правда можно описать параметр со спецификацией const, чтобы гарантировать, что передача по ссылке используется только для эффективности, и вызываемая функция не может изменить значение объекта:

void f(const large& arg)

{

  // значение "arg" нельзя изменить без явных

  // операций преобразования типа

}

Если в описании параметра ссылки const не указано, то это рассматривается как намерение изменять передаваемый объект:

void g(large& arg); // считается, что в g() arg будет меняться

Отсюда мораль: используйте const всюду, где возможно.

Точно так же, описание параметра, являющегося указателем, со спецификацией const говорит о том, что указуемый объект не будет изменяться в вызываемой функции. Например:

extern int strlen(const char*);  // из <string.h>


extern char* strcpy(char* to, const char* from);

extern int strcmp(const char*, const char*);

Значение такого приема растет вместе с ростом программы.

Отметим, что семантика передачи параметров отличается от семантики присваивания. Это различие существенно для параметров, являющихся const или ссылкой, а также для параметров с типом, определенным пользователем ($1.4.2).

Литерал, константу и параметр, требующий преобразования, можно передавать как параметр типа const&, но без спецификации const передавать нельзя. Допуская преобразования для параметра типа const T&, мы гарантируем, что он может принимать значения из того же множества, что и параметр типа T, значение которого передается при необходимости с помощью временной переменной.

float fsqrt(const float&);         // функция sqrt в стиле Фортрана

void g(double d)

{

  float r;

  r = fsqrt(2.0f);                 // передача ссылки на временную

                                   // переменную, содержащую 2.0f

  r = fsqrt(r);                    // передача ссылки на r

  r = fsqrt(d);                    // передача ссылки на временную

                                   // переменную, содержащую float(d)

}

Запрет на преобразования типа для параметров-ссылок без спецификации const введен для того, чтобы избежать нелепых ошибок, связанных с использованием при передаче параметров временных переменных:

void update(float& i);

void g(double d)

{

  float r;

  update(2.0f);    // ошибка: параметр-константа

  update(r);       // нормально: передается ссылка на r

  update(d);       // ошибка: здесь нужно преобразовывать тип

}


Содержание раздела