Вывод пользовательских типов
Рассмотрим пользовательский тип данных:
class complex {
double re, im;
public:
complex(double r = 0, double i = 0) { re=r; im=i; }
friend double real(complex& a) { return a.re; }
friend double imag(complex& a) { return a.im; }
friend complex operator+(complex, complex);
friend complex operator-(complex, complex);
friend complex operator*(complex, complex);
friend complex operator/(complex, complex);
//...
};
Для нового типа complex операцию << можно определить так:
ostream& operator<<(ostream&s, complex z)
{
return s << '(' real(z) << ',' << imag(z) << ')';
};
и использовать как operator<< для встроенных типов. Например,
main()
{
complex x(1,2);
cout << "x = " << x << '\n';
}
выдаст
x = (1,2)
Для определения операции вывода над пользовательскими типами данных не нужно модифицировать описание класса ostream, не требуется и доступ к структурам данных, скрытым в описании класса. Последнее очень кстати, поскольку описание класса ostream находится среди стандартных заголовочных файлов, доступ по записи к которым закрыт для большинства пользователей, и изменять которые они вряд ли захотят, даже если бы могли. Это важно и по той причине, что дает защиту от случайной порчи этих структур данных. Кроме того имеется возможность изменить реализацию ostream, не затрагивая пользовательских программ.